Центр "Живая Интеллектуальная Система"
Практическое воплощение будущего в реальном времени

Духовная галерея

Главная / Духовная галерея / Картины Н.К.Рериха

Помни! (1924 г.)

Просмотреть фотографию в реальном размере


Помни! (1924 г.)

Кажется, что вся любовь Рериха к Гималаям выражена в шедевре его творчества, в картине «Помни», которую он через двадцать лет, в 1945 году дал в еще более величественном варианте.

Никто не пройдет равнодушно мимо этой изумительной по силе картины, каждый старается найти в ней близкое себе толкование. На фоне могущественных высот Гималаев, в тот час, когда внизу все еще окутано фиолетовым туманом, а гребни гор уже озарены лаской предрассветных, обновляющих лучей, на краю склона стоит всадник, расстается с горными высотами для подвига жизни. Он в последний раз с грустью озирается, возможно, слышит напутствие матери, стоящей у горной хижины: иди, борись, созидай, только не забывай горы — свою Родину. Всю свою жизнь носи их в памяти, храни в сердце своем, устремляясь к заветной цели.

Р. Рудзитис. Космические струны в творчестве Николая Рериха

 

Казалось бы, в произведении «Помни» есть ясно читающийся сюжет – прощание горца с семьей, и всё содержание полотна должно им исчерпываться. Однако эта чисто внешняя канва дает повод мастеру показать, что у местных жителей любовь к дому сливается с любовью к белоснежным гигантам Гималаев. «Почитание Канченджанги простым народом не удивит вас, потому что в этом вы видите не суеверие, а реальную страницу поэтического фольклора. Это народное благоговение перед Красотой Природы находит отклик в возвышенном сердце впечатлительного странника, который, тронутый великолепием здешней красоты, всегда готов поменять город на Горные Вершины»1.

Рерих не случайно обращается к культу гор, широко распространенному у народов Азии. По преданию, древний народ Индии узнавал в великолепии Гималаев улыбку всемогущего Вишну2. Представление о том, что высочайшая вершина является обителью высокого духа, истолковано художником в явно символическом ключе. Застывшая в торжественном молчании перед ликом Гималаев фигура всадника на белом коне говорит о многом. Рерих намеренно сопоставляет желтое на передней кромке и далекую синеву, создавая мощное цветовое напряжение; затем оно завершается грандиозным, навсегда запоминающимся зрелищем блистающей Канченджанги – Горы Пяти Сокровищ.

1. Рерих Н.К. Шамбала. С. 47-4
2. Там же. С. 45.

Е.П. Маточкин. Мечта преображения. Серия «Его страна» Н.К. Рериха и «Мистерия» А.Н. Скрябина

Источник: gallery.facets.ru

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Стихийные бедствия

Последние комментарии