Центр "Живая Интеллектуальная Система"
Практическое воплощение будущего в реальном времени

Духовная галерея

Главная / Духовная галерея / Картины Н.К.Рериха

Веления неба (1915 г.)



Веления неба (1915 г.)

Фрагмент книги «Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество.

• В основу сюжета картины Рериха положено представление древних восточных народов о небе — то грозное, то милостивое, оно воспринималось их сознанием как нечто живое, влияющее на человеческие судьбы [15].

•...собравшиеся люди пытаются уловить “веления”, которые посылает им небо, охваченное северным сиянием... [27, с. 91].

• Картины “Небесный бой”, “Видение”, “Веления неба”, “Ждущая Карелия” и многие другие построены исключительно на облачных образованьях. Прекрасна и небесная синева, особенно же когда она на высотах делается тёмно-ультрамариновой, почти фиолетовой. Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи были одним из лучших утешений. Доктор говорил нам, прощаясь вечером: “До свиданья, а может быть и прощайте — вот так люди и замерзают”. Но в это же время уже сияли мириады звезд, и эти “звёздные руны” напоминали, что ни печаль, ни отчаяния не уместны. Были картины “Звёздные руны” и “Звезда героя”, и “Звезда Матери Мира”, построенные на богатствах ночного небосклона. И в самые трудные дни один взгляд на звёздную красоту уже меняет настроение; беспредельное делает и мысли возвышенными. Люди определённо делятся на два вида. Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют радоваться облакам и возвышают своё воображение. А ведь воображение наше — лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых его дней уже предлагается несказуемая по красоте своей небесная книга. Была и картина “Книга голубиная” [35, с. 259].

• Такая же духовная напряжённость присуща и картинам “Веления неба” и “Знамение”... На высоком холме, в огромном пустынном пространстве, стоит наедине с небом человек. Он вопрошает небо о чём-то, и небо отвечает ему знамением. Возможно, он символизирует собою человечество — не случайно эта одинокая фигура трактована монументально: обобщена, с выразительным силуэтом, выделяется светлым пятном на фоне небес и воспринимается с низшей точки зрения. Древние люди, по мысли художника, жили в единстве с Космосом. Это гармоническое начало утрачено в современном мире, но оно, по убеждению художника, необходимо человечеству. Неразрывную связь жизни человека и космических сил Рерих показал в целом ряде картин [40, с. 40].

15. А.Юферова, Николай Рерих. Альбом репродукций (42 репродукции). Издание главного управления госзнака, М, 1970, 13с.

27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с.

35. Н.Рерих. Листы дневника. том 2, МЦР, М., 1995г., 511с.

40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Стихийные бедствия

Последние комментарии