Центр "Живая Интеллектуальная Система"
Практическое воплощение будущего в реальном времени

Духовная галерея

Главная / Духовная галерея / Картины Н.К.Рериха

Бой (1906 г.)

Просмотреть фотографию в реальном размере


Бой (1906 г.)

Фрагмент книги «Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество.

• Огромные краснопарусные ладьи яростно сшибаются в кипящих волнах. Кто на кого напал, кто побеждён, многие ли погибли — неизвестно, да и не это хотел выразить художник. Рериху важно сейчас воплотить “поле битвы духовной”, вечный бой, беспощадный и в то же время прекрасный. Кровь окрасила паруса, очертания людей сливаются с гребнями волн, с нависшими облаками, с неодолимым движением вечности [8, с. 45]

• В 1909 году на выставке “Салон” в Петербурге Н.К. Рерих показал ряд картин, и в их числе “Бой”, ставший вершиной его творчества 1900-х годов. Всегда взыскательно относившийся к живописи Рериха художник и художественный критик А. Н. Бенуа отмечал “редкое совершенство исполнения, большую выдержанность техники, её уверенную простоту”. В картине “Бой”, по словам Бенуа, Рерих творил свободно, распоряжался одними доступными ему средствами. Картина написана темпераментно, в безукоризненно найденной тональности.

... Разорванные бесформенные облака, тёмные тучи раскрыли золотое зарево неба, осветившего сцену морского боя. Среди пенистых волн столкнулись в решительной схватке воины в ладьях с поднятыми парусами. Мрачными свидетелями боя стоят одинокие острова с крепостями.

Картина “Бой” завершила период масляной живописи Н.К. Рериха. Художник решительно и бесповоротно перешёл от масла к темпере. По его словам, “первые картины написаны толсто-претолсто. “Сходятся старцы” вышли шершавые и даже острые” [13]

• Пылает зловещая, червонно-кровавая глория заката, заглушенного сине-лиловыми смятёнными облаками, вздымаются тяжело вспененные волны северного моря, в тяжком бою мечутся седые ладьи с красными парусами. Высокий и суровый пафос битвы, пафос пантеистического ужаса звучит в этом полотне, непреклонно свидетельствующем своим духом, сколь близко перед художником предстали тайные и злые кови мира, а своим твёрдым и “острозвучащим” письмом, какого вдохновлённого мастера имеет в нём русская живопись [26, с. 23].

…монументальное панно “Бой”, которое как бы завершает собой первый период творчества художника. Суровый пафос битвы, мужества, решительность воинов захватывают зрителей. Чем-то близким, знакомым веет от этого произведения. Невольно вспоминаются образы битв из древнерусских былин, песен, сказаний. Ощущение духа времени создаёт и необычная манера письма, которая прослеживалась уже ранее, но в менее определённой форме. Прирождённый стилист и декоратор, Рерих строит своё полотно на сопоставлении больших цветных плоскостей синего, красного, серого, оранжевого, на резкой контрастности и упрощённости рисунка, нераздельных, фактурных мазках. По своему построению картина напоминает древние монументальные мозаики [27, с. 86].

“...большой холст, последний холст в бесцветных металлических тонах, — “Бой окончен”, 1905.

Вся жуткая поэзия северного моря вылилась здесь в симфонии синих, лиловых, жёлтых и красных пятен. Какой праздник сумрачного цвета и сумрачной мысли! Клубятся дымные грозовые тучи. Волны кишат яркопарусными ладьями. И в небе, и в водах — яростный бой, движение зыбкого хаоса, мятеж тёмных стихий.

Эта замечательная картина могла бы быть итогом, если бы Рерих умел останавливаться и отдыхать. Но пока “Бой” является лишь итогом его живописи маслом [26, с. 42].

8. Е.И.Полякова. Рерих, М., “Искусство”, 1973г.344с.

13. Н.К.Рерих. Из собрания Государственной Третьяковской галереи, М, “Изобразительное искусство”, 1989г.

26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.

27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с.

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Стихийные бедствия

Последние комментарии