Центр "Живая Интеллектуальная Система"
Практическое воплощение будущего в реальном времени

Духовная галерея

Главная / Духовная галерея / Иконы

Икона Божией Матери Владимирская

Просмотреть фотографию в реальном размере


Богоматерь Владимирская - икона, написанная в начале XII в. в Константинополе, одна из древнейших Святынь Русской земли.

Владимирская икона Божией Матери представляет собой поясное изображение Богоматери в темно-красном с алой каймой мафории, с младенцем Христом на правой руке, в нежном, порывистом движении обнимающим Мать за шею и прильнувшим (щекой к Ее щеке. Владимирская икона Божией Матери написана с необычайной теплотой, отличается изысканной пластикой линий, совершенством силуэта. На гиматии Христа – клав, оливково-зеленая полоса вокруг пояса и через плечо - византийский знак царской власти. Золотой фон Владимирской иконы Божией Матери символизирует Божественный свет. По сторонам - византийская контрактура, сокращение слов с помощью первой и последней букв МР ФV (греч. «Матерь Божия»), рядом IС ХС (греч. «Иисус Христос»).

По преданию, Владимирская икона Божией Матери восходит к типу Одигитрии, впервые написанному Евангелистом Лукой в Иерусалиме с самой Богоматери, на доске от стола, за которым сидело Святое Семейство. Эту икону благословила сама Богоматерь. С тех пор Св. Лука почитает­ся как первый живописец и покровитель всех художников. Предания о Луке-иконо­писце восходят к VI в., в греческих руко­писях они зафиксированы в X в.

Однако приписывается Евангелисту не одна, а несколько икон. Одна из них была при­слана из Иерусалима в Константинополь, другая хранилась в Эфесе. Еще одна отправ­лена на Кипр. Четвертая икона Евангелиста Луки храни­лась во Влахернах.

В 1131 г. один из списков иконы подарен константинопольским патриархом киевскому князю Мстиславу (1125-1132). В 1155 г. князь Анд­рей Боголюбский увез чудотворный образ Божией Матери на Север и поместил его в специально воздвигнутый Успенский собор во Владимире. После победы князя Андрея над волжскими болгарами в 1164 г. икона Божией Матери впервые упоминается в ле­тописи как Богоматерь Владимирская. Тогда же установлен праздник в ее честь (1 августа).

Когда в 1238 г. монголо-татары ворвались во Владимир и подожгли Успенский собор, икона Богоматери чудес­ным образом уцелела. В 1395 г. полчища Тамерлана (в летописи - Темир Аксака) подошли к Москве. Князь Василий I Дмит­риевич, моля Богоматерь о заступничестве, посылает во Владимир за чудотворным образом, и икона прибывает в Москву. На месте встречи Владимирской иконы Божией Матери москвичами был ос­нован Сретенский монастырь (церк.-слав. съретение - встреча; теперь на этом месте проходит улица Сретенка); новый праздник «Сретения иконы Владимирской Божьей Матери» установлен 26 августа. После чу­десного избавления от монгольского наше­ствия икону Богоматери Владимирской отождествляли с чудотворным образом константинопольской Одигитрии, написанным Евангелистом Лукой, и она стала палладиумом Московского государства. Митрополит Фотий в 1410-х гг. украсил икону роскошным золотым окладом. Богоматерь мирская позднее несколько раз возвращалась во Владимир, но в 1480 г. та снова торжественно перенесена в Успенский собор Московского Кремля, только что отстроенный А. Фьораванти, зодчим из Болоньи.

В 1480 году полчища Золотой Орды после «Стояния на Угре» окончательно отступили, и это связали с заступничеством Владимирской иконы Божией Матери. Еще ранее, в 1453 г. пала Византийская империя, в Константинополе, разгромленном турками, погибла Одигитрия работы Луки. Центром православного мира стала Москва. В конце XV в. в «Московском летописном своде» икона Богоматери Владимирской сравнивается с константинопольской Одигитрией, оставшейся невредимой во время взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. Владимирская икона сопоставляласъ с чудотворной Влахернской и с ризой Богоматери, которые хранились в Константинополе и спасали этот город от варваров. В конце XV - начале XVI вв. литературно оформлялась политическая идея: «Москва - Третий Рим». В 1547 г. князь Иван IV Васильевич венчается на царство и тогда же Богоматерь Владимирская «начинает восприниматься как единственная подлинная икона Евангелиста Луки, являющая собою живую Матерь Божию».

Источник: iconworld.ru
Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Стихийные бедствия

Последние комментарии