Центр "Живая Интеллектуальная Система"
Практическое воплощение будущего в реальном времени

Новости

Главная » 2009 » Январь » 20

Крещение: тайна святой воды

20.01.2009
Крещение: тайна святой воды
Новости по теме:

Великий праздник Крещения Господня из года в год напоминает христианам об одной из величайших тайн человечества. В крещении Иисуса, как в гранях бриллианта, отразилось несколько важнейших для христианства истин.

Церковные писатели вот уже двадцать веков не перестают воспевать тот день, когда Господь Иисус Христос пришел на реку Иордан к Иоанну Крестителю. Впрочем, зачем пересказывать то, о чем сохранились свидетельства очевидцев. В Евангелиях, книгах, написанных ближайшими учениками Христа, сохранилось следующее повествование:

«В пятнадцатый год правления императора Тиберия, когда Иудеей управлял Понтий Пилат, в пустыне было слово Бога к Иоанну, сыну Захарии, называемому Крестителем. И тот стал обходить земли вдоль Иордана, призывая людей покаяться и обратиться к Богу, в знак чего креститься, то есть омыться с погружением, чтобы получить прощение грехов. К нему приходили все жители Иерусалима, а также всей Иудеи и окрестностей Иордана. Они признавались в грехах, а он омывал приходивших в реке Иордан.

Тогда появляется на Иордане Иисус из Галилеи, пришедший к Иоанну для крещения. Иоанн противился этому, говоря, что он сам нуждается в крещении от Иисуса. „Пусть теперь будет так, — возразил ему Иисус, — этим мы исполним то, чего хочет от нас Бог“. Иоанн согласился.

Сразу после омовения Иисус вышел из воды, и вдруг раскрылись перед Ним небеса и Он увидел, как Божий Дух, словно голубь, спускается и приближается к Нему. И голос с неба сказал: „Это Мой любимый Сын, в Нем Мое благоволение“.

После этого Иисус начал Свое служение, Ему было около тридцати лет».

Даже читая этот текст впервые, становится очевидно, что это не просто рассказ, изложение ряда событий. В короткой заметке невозможно разъяснить его сколько-нибудь подробно не только с богословской, но даже с исторической точки зрения. Поэтому попытаемся указать на те религиозные, вероучительные тайны, которые открываются из этого отрывка. Первая — о Троичности Божества: Сам Бог открывает себя, как говорят, в трех лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Вторая — о богочеловечестве Христа. Отец свидетельствует о том, что предстоящий перед Иоанном Иисус — сын Марии — еще и Божий Сын. Третья — о миссии Иисуса. Христос пришел для того, чтобы взять на Себя грех мира, чтобы спасти людей.

Понятно, что довериться словам евангелистов или нет — это дело каждого. Важно понимать и признавать, что для христиан праздник Крещения Господня или, как его еще называют – Богоявления, — состоит, прежде всего, в радостном переживании указанных трех тайн.

В повествовании евангелистов есть еще один важный момент — это собственно крещение Иисуса. Наиболее очевидное понимание состоит в следующем. Жители Израиля, поверив Иоанну Крестителю, приходили на реку. Чтобы засвидетельствовать свое покаяние, то есть признание своих грехов, они окунались в воды Иордана, как бы смывая с себя грехи, очищаясь духовно. Именно в эти воды, как в поток людского греха, погружается Тот, Кто безгрешен, Тот, Кто готов взять эти грехи на Себя и даже, как говорит Евангелие, искупить ценой собственной жизни. Есть множество размышлений на эту тему, есть много иных толкований этого поступка Иисуса. Для нас важно, что христиане видят в крещении Иисуса свидетельство о появлении Того, Кто не боится разделить с людьми не только радость жизни, но и последствия греха и даже саму смерть.

Как это часто бывает в жизни, суть каких-то событий, если она не понятна, и потому не важна, уходит на второй план, оставляя место тому, что понятно, просто, осязаемо и что откликается на насущные запросы. Так произошло со многими христианскими праздниками в постсоветской России. 70 лет воинственного атеизма выветрили из народного сознания азы христианского вероучения. За 20 лет свободной церковной жизни положение дел качественно не изменилось. Тут есть, конечно, и вина Церкви, так и не направившей в должной мере свои силы на просвещение народа. Оговорюсь и уточню, что просвещение не означает обязательной веры. Знать из достоверных источников о жизни Христа, о вероучении православия — это одно. Быть верующим христианином — это другое. Первое, думаю, должно быть присуще любому образованному человеку, второе — тем, кто пожелает сам.

Так вот, не только в народном, но и в околоцерковном сознании и практике праздник Богоявления отождествился с раздачей святой воды. Все бы ничего, если бы в этой воде не тонул не только смысл праздника, но часто и вообще всякий здравый смысл.

В подавляющем большинстве своем, пришедшие за водой люди не понимают, да и не хотят понять и принять христианский взгляд на получаемую ими святыню. Народ давно изобрел свое понимание, свои обычаи, требования, приметы и даже магические ритуалы, связанные со святой водой. Достаточно вспомнить совершенно безумное поверие, что крещенская вода, полученная 18 января, сильнее, чем 19-го, в самый день праздника.

Печально, но, похоже, теперь уже невозможно вернуть в народные представления об освящении воды тот смысл и значение этого древнего и прекрасного обычая, которые диктуются Евангелием и церковным вероучением. Складывается примерно такая картина. Предположим, в народе прошел слух, что листья определенных деревьев, которых в Москве множество, помогают от всех болезней. Все бросились обрывать ветки, ломать насаждения. А власти города, вместо того чтобы указать на всю несуразность этой ситуации и прекратить произвол, наоборот, начали сажать еще больше деревьев и организовывать доступ населения к труднодоступным растениям.

И главное: зачем стольким людям нужна святая вода, да еще в таких количествах? Функция парков в городе не в том, чтобы всех лечить, а в том, чтобы расти и обогащать кислородом воздух. Так же и со святой водой. Она отнюдь не для того, чтобы с ней играли в лотерею: авось вылечит и даст здоровье.

Церковное вероучение несовместимо с магией. Церковь не признает самодостаточных святынь с целительными свойствами. Христианство во все времена настаивало на том, что через материю может действовать и часто действует Бог, но материя сама по себе не может ничего. Задача и функция святой воды в том, чтобы христиане имели возможность в повседневной жизни приобщиться через ее употребление к Божьей благодати, то есть дать возможность Богу сделать то, что Он хочет. Конечно, тут возможны просьбы и мольбы о чем угодно, в том числе и о здоровье, но употребление святой воды оправдано, и имеет смысл, только в случае доверия тому Богу, Которого христиане призывают эту воду благословить и освятить.

А это значит, что без понимания того, что написано о празднике Богоявления в начале этой заметки, без принятия этого, без личного доверия Христу Спасителю — Сыну Божьему, употребление святой воды становится бессмысленным. Если вернуться к примеру с листьями: мы понимаем, что от употребления их вреда людям не будет, пользы, правда, тоже. Так же и со святой водой: вне христианского понимания употребление ее безвредно, но какая в том польза?

В заключение хочется сказать следующее. Для христиан святая вода — далеко не главное в жизни. Они могут иметь ее в доме, могут не иметь, могут пить ее регулярно, могут не пить вовсе. И все это потому, что у них есть Тот, в Кого они верят, Тот, Кто всегда и всюду с ними.

Юрий Белановский
заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве

Из комментариев к статье:

Злючка
20 января 2009 11:30:09

Хорошая статья. Но вот в чем бы хотелось возразить автору: " 70 лет воинственного атеизма выветрили из народного сознания азы христианского вероучения. ... Все бы ничего, если бы в этой воде не тонул не только смысл праздника, но часто и вообще всякий здравый смысл. В подавляющем большинстве своем, пришедшие за водой люди не понимают, да и не хотят понять и принять христианский взгляд на получаемую ими святыню. Народ давно изобрел свое понимание, свои обычаи, требования, приметы и даже магические ритуалы, связанные со святой водой." ====Помнится мне, на поверхностное отношение к религии, на бездумное следование обрядам - по существу, рецидив язычества - сетовали как раз богословы предреволюционной поры. Даже термин такой был введен -"обрядоверие". Тогда по существу и наметился кризис церкви, тогда и зародилось движение "обновленцев". Обвинять во всем пресловутые "70 лет" - мелко это. Христианский взгляд и здравый смысл "утонули" задолго до Советской власти. Если они вообще были у наших людей. А вот магические ритуалы никуда не исчезали. С момента принятия христианства церковь борется за искоренение язычества в народе. Уж это-то автор должен знать. Каково действительно наше православие - увидит всякий, если внимательно присмотрится к окружающему.

Ян
19 января 2009 20:47:33

Спасибо Юрию Белановскому за хорошую статью. Хотя я не православный а баптист, но мнение автора разделяю полностью. Действительно наш народ опять потерял главный смысл праздника за завесой втростепенных вещей. Очень печально. Когда же мы научимся отделять главное от второстепенного, особенно в таких важных вопросах?

Юрий Белановский
19 января 2009 17:49:52

Двоедушному: Действительно есть мнение такое про взятие грехов. Так потому и не жутковато, что это вода чистая, в ней нет скверны...

Двоедушный
19 января 2009 15:15:56

Подолью маслица в дискуссионный огонёк. Есть мнение определённых знатоков Писаний, что Иисус во время крещения на Иордане взял на себя из воды грехи всех, крестившихся ранее. Если они правы, то лезть в крещенскую водичку, кропить ею или употреблять внутрь становится как-то даже жутковато...

Двоедушный
19 января 2009 15:04:44

Перец, трезво рассуждаете и с сольцой. :)))

антиКрюгер
19 января 2009 13:33:38

Перец "Скажите, кто из зде отметившихся и ругающих православие не взял в эти дни святой воды??" ======= Перец, я не ругаю православие, но "здесь отметился" и не взял святой воды. Почему? Поясняю. Я верю в то, что наука пытается объяснить, что в "эти дни" вода изменяется каким-то особым способом, то ли намагничивается, то ли ещё что-то... это для меня звучит правдоподобно, должен быть у Природы или Вселенной, или Создатель даёт шанс - какой-то способ раз очищения воды, природа мудрее нас, когда мы её загрязняем, она защищается. Вот только как узнать раз в году(?) или больше?... меньше? Церкви между собой о календарных датах договориться не могут. Откуда кому известно какого числа всё же людям надо воду набирать? Если европейцы по другому календарю Крещение отмечают, для них вода уже не святая? ... или святее? А если наука подтвердит, что вода имеет особые свойства именно такого-то числа, то куда за водой бежать в Европу, Азию, Антарктиду?

Источник: Аргументы и Факты

Просмотров: 2029 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1 |
blog comments powered by Disqus

Устройство
«БИОЗАЩИТА-АНТИСМОГ»

Семь устройств в одном!
ВСЕ блага санатория - на дому!

Все об Устройстве »

 

 

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Январь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Стихийные бедствия

Последние комментарии